Сегодня: 30 апреля 2024 г.
НОВОСТИ
Состоялось первое публичное обсуждение законопроекта о компенсационном фонде долевого строительства
6 февраля 2017 г.
   ​По мнению Минстроя, страхование ответственности застройщиков себя не оправдало. На рынке долевого строительства сегодня из 19 допущенных страховых компаний работают всего пять, что явно недостаточно для охвата всех регионов страны. В Крыму, например, в этой сфере не работает ни одного российского страховщика, сообщила директор Департамента жилищной политики Минстроя Ольга Корниенко. Очевидно, чтобы не попасть под западные санкции. При этом, если раньше страховщик в случае необходимости мог занять свободные средства на финансовом рынке, в том числе в зарубежных банках, то сегодня этой возможности не стало из-за кризиса и санкций. В случае банкротства застройщика страховая компания уже не в состоянии помочь дольщикам. Платить компенсацию нечем. Эти слабые места «долёвки» постарались укрепить, создавая новый механизм защиты прав дольщиков в виде компенсационного фонда. Понятно, что госфонд не останется без финансовой поддержки государства. К тому же он теперь будет обязан работать с застройщиками из любых уголков страны, в том числе и Крыма.
   «Каждый застройщик будет производить в фонд отчисления в размере 1% от цены договора долевого участия. Если какой-то застройщик вдруг обанкротится, то средствами фонда будут покрываться расходы на завершение строительства проблемного дома, либо дольщикам будут возмещены потери. Это надёжный и единый механизм защиты прав дольщиков», — отметил первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, руководитель рабочей группы по защите прав дольщиков Александр Сидякин.
   В то же время в сообществе страховщиков считают, что их рано и незаслуженно сбрасывают со счетов. Они полагают, что уже наработанный опыт страховых и банковских организаций можно эффективно интегрировать в предлагаемую законопроектом систему. Например, создать совместно с компенсационным фондом двухуровневую схему по обеспечению гарантий прав участников долевого строительства. По словам представителя Всероссийского союза страховщиков Валерия Курганова, страховые компании могли бы стать первичным звеном и заниматься тем, что умеют очень хорошо делать: оценивать риски, отслеживать чистоту сделки. Фонд отвечал бы за крупные и дорогостоящие проекты. Участники страхового сектора отметили, что жёсткой политикой Центробанка в этой сфере за несколько последних лет наведена суровая дисциплина. Система, пусть не на полную, но работает. Однако вместо того, чтобы окончательно её отладить, вводится компенсационный фонд.
   Заместитель председателя комиссии по страхованию «Опоры России» Леонид Резник добавил, что, действительно, годами строилась система контроля процесса и защиты от перестрахования, но теперь вместо окончательных мер в этом направлении появляется компенсационный фонд, который будет также де факто заниматься страхованием.
   В свою очередь заместитель генерального директора ВСК — одной из ведущих страховых компаний Анна Рыбина сказала: «Мы поддерживаем создание компенсационного фонда, но против отмены перестраховочных процессов, успешно действующих долгое время».
 «Страховщикам была предоставлена возможность показать себя на рынке долевого строительства, но они ею так и не воспользовались», — отмела возможность компромисса экс-депутат Госдумы, президент НАМИКС Елена Николаева. Она уверена, что работа фонда будет максимально прозрачной и публичной. Кроме того, это подстегнёт интерес граждан к долевому строительству, повысит спрос и, в конечном итоге, активизирует строительство.
  Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева призвала законодателей думать в первую очередь не об интересах страховщиков или строителей, а о людях. «В момент, когда гражданин получает в Росреестре зарегистрированный договор долевого участия, он должен быть полностью уверен в обеспеченности его интересов. Проверка финансовой устойчивости застройщика, страховщика, законности строительства и других обстоятельств не может быть возложена на гражданина, это функция публичной власти», — подчеркнула она.
  Участники сошлись в том, что закон требует дальнейшего публичного обсуждения и доработки, разработки всех необходимых подзаконных актов, положений и тарифной политики.

Источники:
https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/38512
https://www.pnp.ru/economics/2017/02/03/strakhovaniya-zastroyshhikov-i-bankovskikh-poruchitelstv-bolshe-ne-budet.html
http://www.ng.ru/regions/2017-02-03/100_dolshiki.html



Единый реестр застройщиков включает в себя подробные сведения о 3 850 застройщиках,  1 500 группах компаний, 14 000 многоквартирных и блокированных домах, 5 000 жилых комплексах