Сегодня: 21 мая 2024 г.
НОВОСТИ
​Минрегионразвития определило критерии включения дольщиков в реестр пострадавших
15 августа 2013 г.
Министерство регионального развития РФ подготовило проект приказа «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан».

В соответствии с проектом, включению в реестр пострадавших подлежат граждане при наличии как минимум одного из установленных критериев. Критериев восемь. При этом, как следует из документа, в реестр не будут вноситься граждане, которые подпадают под эти критерии, но на их  договорные отношения с застройщиком не распространяется  действие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Российская газета от 25.07.2013).

По сути, если гражданин передает застройщику деньги по договору, не предусмотренному Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", то он принимает на себя все риски по этому договору, и его не включат в реестр пострадавших, даже если застройщик его обманет.    

Между тем, эксперты в области жилищного строительства отмечают, что основная масса обманутых «дольщиков» - это граждане, которые пострадали от действий застройщиков, работающих вне рамок федерального закона №214.

Генеральная прокуратура России недавно опубликовала отчет о выявленных в январе-июне 2013 г. нарушениях в сфере долевого строительства жилья, по результатам которых возбуждено 264 уголовных дела. Так вот в этом отчете говорится, что при осуществлении надзорных полномочий особое внимание уделялось пресечению случаев привлечения денежных средств граждан в жилищное строительство по схемам, не предусмотренным федеральным законодательством.

То есть складывается ситуация,  что де-факто под долевым строительством подразумеваются все схемы, которые предусматривают привлечение застройщиком средств граждан на строительство жилья на стадии возведения многоквартирного дома.  Но де-юре, если застройщик привлекает средства не под договору долевого участия, то на него 214 закон не распространяется со всеми вытекающими последствиями.  

В то же время, 214 закон запрещает привлекать средства граждан на условиях, кроме как по договору долевого участия, путем включения в ЖСК или через приобретение жилищных сертификатов. И на этом власти и проверяющие органы в последнее время стараются акцентировать внимание граждан.

Например, Москомстройинвест напоминает гражданам, что «приобретение  жилых помещений в строящихся объектах города Москвы, которые в установленном порядке не введены в эксплуатацию, должно происходить исключительно на основании договоров участия в долевом строительстве (ДДУ), заключаемых с компанией-застройщиком, а оплата таких договоров гражданами возможна только после их государственной регистрации в Управлении Росреестра по городу Москве».

Сказанное наводит на мысль, что информация в реестре пострадавших дольщиков, если он будет формироваться исключительно в рамках законов №241 и №214, не будет отражать текущую картину.  То есть, ставится под сомнение полезность такого реестра в принципе.